Новости компаний (февраль 2016 года)
18 февраля 2016, 17:55 Юрий ЯКОВЛЕВ: «Всякая стройка начинается с фундамента»Сегодня в Курске ведется немало строек. Возводятся жилые дома и магазины, офисные здания и торговые центры. Самый ожидаемый курянами и крупнейший объект – многофункциональный комплекс «МегаГРИНН» на улице Карла Маркса, первая очередь которого откроется уже совсем скоро. Нам удалось пообщаться с его генпроектировщиком, опытнейшим специалистом с большим стажем в сфере строительства Юрием Яковлевым, на счету которого множество самых разных зданий, в том числе уникальных. – Юрий Валентинович, как становятся хорошими проектировщиками? – Чтобы уметь проектировать и строить здания, нужно вначале хорошо учиться в школе, потом в институте (улыбается). А если серьезно, то советское вузовское образование, так называемая старая школа, давало фундаментальные знания и опыт в этой сфере. Сейчас такого почти нет. Безусловно, важны практика в работе и постоянное совершенствование специалиста – от простого к сложному, от типовых проектов к оригинальным. Необходимо изучать современные тенденции и технологии. – Вспомните проекты, над которыми пришлось работать... – До прихода в корпорацию «ГРИНН» я проектировал различные промышленные объекты, автопредприятия, жилые здания... В Курске интересно было разрабатывать проект завода «ГРИНН ПЛАСТИК» – реального и уникального производства. Затем были совсем другие, еще более сложные задачи – Туристический многофункциональный комплекс «ГРИНН» в Орле, «МегаГРИНН» в Белгороде, курский «МегаГРИНН» – крупнейший в Черноземье. – В чем сложность при возведении многоплановых объектов? – Знаете, в проектировании и строительстве мелочей не бывает. Театр начинается с вешалки, а любое здание – с фундамента. Если вверху что-то позднее можно изменить – стены, крышу, то к основанию здания надо изначально подходить очень ответственно. Конечно, если вы строите легкую деревянную дачу, одноэтажный дом, достаточно просто выкопать траншею и залить ее бетоном. Если же дом с подвалом, то фундамент под стены уже будет ленточный, как наиболее распространенный. Для более сложных, многоэтажных объектов используются совсем иные способы – делаются свайные, столбчатые, перекрестно-ленточные, плитные сборные или монолитные фундаменты, требуются серьезные расчеты, которые в составе проекта подлежат экспертизе. Скажем, в «МегаГРИННе» были применены так называемые «свайные кусты» с мощными ростверками на уровне минусового этажа, способные выдерживать колоссальные нагрузки. – А если проект по ходу строительства меняется, как быть с фундаментом? – Смотря в каком объеме изменения. При однотипных планировочных решениях: например, когда переставляются перегородки без изменения назначения помещений, – это для здания не опасно. Если же меняются планировочные решения, влекущие за собой увеличение нагрузок, то необходимо уточнять проектные нагрузки, вносить изменения в фундаменты и каркас здания. Особенно, если эти «перемены» происходят на значительных площадях. В таком случае требуется пересчитывать каркас и фундаменты, вносить изменения в проект, проходить заново экспертизу проекта – такие корректировки влияют на несущую способность конструкций и безопасность людей, находящихся в здании после его сдачи в эксплуатацию. В общем, всё переделывать. Мы всегда должны заботиться о людях, как требует наше законодательство – Федеральный закон №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Кстати, в нем есть требования о том, что в случае каких-либо техногенных или террористических причин здание должно уцелеть даже при выходе из строя его несущего элемента. – В прессе сообщали о стройке ТЦ «Европа»: там то собирались делать кинотеатры на 12-метровых висящих консолях, затем передвинули их в центр конструкции... Это нормально? – И я, и мои подчиненные постоянно проезжаем мимо, волей-неволей наблюдаем за этим строительством. Здание очень сложное. Консоли там я бы никогда не стал делать, особенно с кинотеатрами наверху, учитывая большую деформативность консолей, статические и динамические нагрузки. Поскольку бетон и металл в отдельности работают по-разному, это, мягко говоря, опасно. То, что сейчас кинозалы сдвинули с консолей вглубь здания – правильно. Однако необходимо учитывать и увеличение нагрузок. Так как строители использовали сложный комбинированный фундамент, применили нерегулярную каркасную структуру (смещение колонн с регулярной сетки), работа конструкций всего здания становится все более сложной. Увеличение нагрузок на каркас здания требует, как я указывал выше, полного перерасчета каркаса здания, включая фундамент – сможет ли он выдержать изменившиеся нагрузки или нет. Ведь малейшая ошибка может привести к печальным последствиям. Еще один важный момент – глубина котлована, вырытого под строительство. Она, пожалуй, впервые в Курске такая. Ранее при углублении в землю более 10 метров для объектов требовалась специальная государственная экспертиза. Эта норма сейчас изменена: с заглублением более 15 метров. Насколько можно определить, существующая глубина здания близка к 15-метровой. Это накладывает на проектировщиков и застройщика особую ответственность за безопасность посетителей. А с учетом гибкой стены здания, заглубленной по методу «стена в грунте», требующей промежуточной опоры на каркас здания, ответственность получается двойная. Огромное, сложное по конструкции здание строят не в голом поле – оно находится в многолюдном месте, рядом Северный рынок, жилые дома, педколледж, мединститут. Всякое может случиться: пожар, не дай Бог, или другое ЧП. Здесь любые ошибки должны быть исключены. Нужен большой запас прочности. А если его нет... Нужно ли проектировщикам брать на себя такую ответственность?.. Как говорится, один ум хорошо, а два лучше. Поэтому и существует государственная экспертиза проектов. Надо обратиться туда и получить новое разрешение на строительство с учетом изменений, внесенных в конструктивную часть строящегося сооружения. Подписывайтесь на новости «Друг для друга» в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter Беседовал Евгений НОВИКОВ
Выскажите своё мнение о новости
|