Новости компаний (август 2013 года)
3 августа 2013, 11:48 Где в Курске жил Серафим Саровский?1 августа православный мир отметит 259-ю годовщину со дня рождения преподобного Серафима Саровского и 110-летие его канонизации. О жизненном пути батюшки Серафима – в миру Прохора Машнина – можно узнать из множества источников. И только один вопрос, особенно актуальный для курян, остаётся пока без ответа: местонахождение его родного дома в нашем городе. На этот счёт существует несколько версий, которые в процессе своей изыскательской работы с различными документами XVIII века, хранящимися в областном Госархиве, критически разобрал кандидат исторических наук, доцент МЭБИК Юрий Озеров. Известный курский краевед пришёл к своему аргументированному выводу. Особое внимание он уделил версии современного исследователя жизни преподобного – В. А. Степашкина из Сарова, по мнению которого, дом Машниных располагался на отрезке улицы Кодринской (ныне Димитрова) между Чикинской (Ватутина) и Золотой. В своей книге «Преподобный Серафим Саровский: История рода» (Курск, 2007) Степашкин делает возможным поиск дома в контексте рассмотрения земельного спора матери великого подвижника Русской православной церкви Агафьи Машниной с соседом Петром Ишуниным и событиями перепланировки города 1782 года. Озеров проверил логику аргументации и анализ исторических документов. И в итоге пришел к выводу, что В. Степашкин проигнорировал возможность соседа Машниных иметь помимо упоминаемой в «Ведомости дворов» собственности с «каменной палаткой» иное недвижимое имущество. Последнее же действительно было, представляя собой сад, подлежащий застройке, о чем и подано было прошение с указанием на Кодринскую (ныне Димитрова) улицу. Так, соседний двор Машниных, привязываемый к ишунинской «палатке», находящейся в противоположной части города, был ошибочно отнесен на улицу Димитрова. Такое определение места обессмыслило известный сюжет жития святого о движении крестного хода во время ливня и неожиданном проходе через двор Машниных. Высказанные до В. Степашкина версии относительно возможного нахождения дома Машниных вблизи Сергиевского собора не согласуются с фактом принадлежности этой семьи к Ильинскому приходу. На основе всей совокупности источников Юрий Озеров сформулировал следующие исторические ориентиры нахождения дома Машниных: 1) нахождение в Ильинском приходе; 2) выход на некий «Большой переулок»; 3) отсутствие соседей с задней стороны двора; 4) прокладка по данному месту одной из улиц; 5) нахождение рядом каменного квартала с усадьбой Ишунина, где была «каменная палатка»; 6) расположение выше уровня движения одного из крестных ходов, застигнутого ливнем, когда Прохору было около десяти лет. Исследователь выявил для начала общие границы поиска на основе списка-ведомости дворов 1782 года на Нагорной стороне и утвержденного плана Курска, где пунктиром отмечена старая планировка в наложении на нее вновь отведенных кварталов с показанием церквей и каменных строений. Анализ первого источника обнаружил, что список владельцев дворов учитывает в своей основе деление Нагорной стороны Курска на две части, границей между которыми выступает улица «Большая Московская перспектива» (ныне Ленина). Эта «Ведомость дворов» фиксирует все строения от места будущей Красной площади и далее – к северу. Примерно до начала 600-х номеров дворов описывается первая часть города (к востоку от нынешней улицы Ленина); после – вторая (расположена соответственно к западу). Место Машниных (№110), таким образом, располагалось в 1-й части, рядом с проектируемым каменным кварталом, ограниченным нынешними улицами Урицкого, Ленина, Можаевской и Володарского. Для более конкретного выявления местожительства Озеров попытался определить территориальные границы Ильинского прихода. Сравнению подверглась последовательность описания дворов прежних кварталов с планом города 1782 года, где отражены каменные строения. Сопоставлялась владельческая принадлежность дворовых мест с их отнесением к тем или иным приходам, опираясь, в том числе на ревизские сказки того же года о купцах и мещанах. Промежуточным итогом стало то, что к прихожанам Троицкого монастыря и Сергиевского храма относились жители, имевшие владения примерно между нынешними улицами Максима Горького и Володарского. Отсюда сделан вывод, что к Ильинскому приходу относилась остальная территория западнее улицы М. Горького. Из наложенных друг на друга планов города (до 1782 года и после) очевидно, что единственной улицей, удовлетворяющей условиям поиска, является Можаевская. В самом ее начале видно обозначение каменной постройки (предположительно, Петра Ишунина). Мимо от Московской дороги тянется переулок в сторону Сергиевской церкви и далее к реке. При этом по задней линии граница здешних пробиваемых дворов выходит на эту же «Большую Московскую преспективу». Именно по этому переулку наверх, скорее всего, и двинулся описываемый в житии крестный ход, застигнутый ливнем. Сильные потоки воды из-за уклона местности доставили большое неудобство богомольцам, шедшим по будущей Сергиевской улице. Видимо, перед созидаемым храмом куряне совершали моление на пути долгой дороги в Коренную пустынь. Нежданный ливень побудил их скорее взойти на гребень Нагорной стороны – кратчайшим путем по переулку на Московскую дорогу через проходной двор Машниных. И именно здесь свершилось одно из чудес – исцеление 10-летнего Прохора, которого мать Агафья поспешила вынести к иконе, и затем он стал поправляться. Еще одним подтверждением наиболее вероятного расположения дома Машниных в начале Можаевской улицы является близость к этому месту «озера Глинище», находившегося примерно во дворе нынешнего роддома по улице Ленина. По сути, это была яма, карьер, откуда когда-то добывалась глина. Очевидно, что место жительства и семейное гончарное ремесло Машниных удачно сочетались в условиях близости сырья и места его обработки. Степан КОРОЛЕВ, по материалам пресс-службы администрации Курска
Выскажите своё мнение о новости
|