Новости компаний (ноябрь 2014 года)
8 ноября 2014, 15:08 Прошлое и настоящее курского транспортаВ конце октября в России отметили День работников автомобильного и городского пассажирского транспорта. «ДДД» решила провести историческую экскурсию в прошлое, вспомнив, с чего начинались трамвай, троллейбус и автобус в Курске. Рельсы, рельсы...Трамвай считается старейшим видом городского общественного транспорта, который активно курсировал по курским улочкам еще со времен правления последнего императора Николая II. Курск стал вторым в России после Нижнего Новгорода, где появились трамвайные рельсы. Будучи одним из крупнейших в Центральной России в конце XIX века, наш город стремительно развивался. Год от года росло население, были построены более пяти тысяч домов. Основное движение шло по улицам Московской (ныне – Ленина) и Херсонской (Дзержинского). В местном музее электротранспорта хранятся записи о том времени: «Курск строился на холмах, и такие виды транспорта, как конка и омнибус для города оказались неподходящими. Поездки же на извозчике большинству горожан были не по карману. Поэтому городская и губернская власти остановили свой выбор на электрическом трамвае, который был по тем временам самым экзотическим и перспективным видом транспорта». Чтобы запустить первый курский трамвай, потребовалось без малого три года. На конкурс были заявлены два проекта: инженера Ивана Лихачева («Бельгийское анонимное общество») и немецкой фирмы «Сименс и Гальске». Лихачев предлагал проложить рельсы по улицам Московской и Херсонской, немцы же говорили о необходимости протянуть трамвайное сообщение еще и между улицей Мирной и Ямским железнодорожным вокзалом (район современного цирка). Летом 1895 года городская Дума одобрила проект Лихачева, направив его на согласование губернатору. Тот, в свою очередь, послал документы в столицу. Спустя какое-то время курский градоначальник изменил мнение, говорил, что план по пуску трамвая у «Сименс и Гальске» лучше, однако вышестоящие чиновники решили работать с русским инженером: «Никто точно не знает причину такого решения. Одни считают, что в Бельгийском обществе был хоть один русский человек, поэтому ему и предоставили строить трамвай в Курске, другие называют другую причину, что кто дал взятку больше, тот и получил это право». В следующие два года Лихачеву и его команде предстояла труднейшая работа. Мало того, что нужно было проложить рельсы, закупить вагоны и оборудование, возвести депо, но и построить в городе первую электростанцию. Начали именно с нее, потом депо, параллельно готовили улицы под прокладку путей. В следующий год клали рельсы, протяженность которых составила почти пять километров. Работы завершили к осени 1897-го, но первый пуск произошел в апреле следующего года. После испытаний специальная комиссия от городской управы осталась довольна увиденным, и первые трамваи вышли на линию. Новый вид городского транспорта был в диковинку, вот как описывала это событие газета «Курские губернские ведомости»: «Лошади еще не могут привыкнуть к движению вагонов. Нередко можно видеть волнующихся животных, опрокидывающих экипажи и телеги... На Московской улице возле почты лошадь купчихи Ишуниной, испугавшись проходившего трамвая, наскочила на сидевшую в экипаже жену поручика Кондратовича...» Изначально в депо находились 12 малых моторных деревянных вагонов. Каждый вмещал до 48 пассажиров из расчета: 24 человека на лавках, 10 стоя, 14 на площадках. По тамошним меркам проезд был дорог – 8 копеек за весь маршрут, 5 – за половину. Работали водителями трамваев и кондукторами только мужчины. Вагоны освещали керосиновые лампы: одна вывешивалась внутри, другая на буфере вагона. Когда фонарь потухал, водитель останавливался, зажигал его заново и только после этого ехал дальше. Революция и Гражданская война остановили курский трамвай, движение возобновили только осенью 1924 года. В следующие пять лет было построено новое депо на улице Карла Маркса, в Курск поступили вагоны с Мытищенского машиностроительного завода, впервые водителями стали брать женщин, была проложена линия к железнодорожному вокзалу... Согласно статистике, в начале-середине 30-х годов в Курске услугами трамвая воспользовались 30 миллионов пассажиров. До и после Великой Отечественной войны рельсы протянулись по всем микрорайонам растущего города, во много раз увеличив протяженность трамвайных маршрутов. «Курск – Фатеж» – старейший рейсАвтобус является средним «братом» среди современных видов городского транспорта. В отличие от трамвая, о нем известно не так много. Первое упоминание о курском автобусе относится к 7 июля 1912 года, его в своей работе «Первый автобус. Первый троллейбус» приводит кандидат исторических наук Игорь Плаксин: «Знойным летним днем жители Курска увидели необычную для улиц города технику – шурша резиновыми шинами по булыжной мостовой и оставляя за собой шлейф выхлопных газов под звук работающего мотора в город въезжал большой (по меркам того времени) автобус». Газета «Курская быль» писала: «Вчера из Харькова прибыл в Курск 45-сильный автобус Я. И. Драпико. Для пассажиров 1-го и 2-го классов имеется 27 мест; верх его предназначен для помещения багажа. Автобус с 9 июля начнет курсировать между Фатежом и Курском по 2 раза в день». Скорость машины составляла 25 верст в час, дорога до Фатежа занимала час-полтора вместо прежних шести на дилижансе. Вскоре после образования СССР автобусы стали повседневностью. В 1934 году при трамвайном тресте был организован первый официальный маршрут «Красная площадь – Железнодорожный вокзал» с остановками «Госбанк», «Улица Садовая», «Скорняковский проезд», «Мост», «Улица Интернациональная», «Вокзал». Изначально на линии работали водители автоколонны №9. В дальнейшем ей присвоили номер 1307, а потом преобразовали в ПАТП. К 1980 году в городе работали 24 маршрута, которые ежедневно перевозили около 250 тысяч человек. К 1996 году количество маршрутов возросло до 38. Сейчас их более 50. Оседлали «рогатого»Самый молодый вид транспорта для Курска – троллейбус. Он появился на улицах областного центра в августе 1972-го. На улице Кавказской на пустыре за сельхозинститутом было построено депо на сто машин. Возводили здание с перспективой: на момент пуска первого маршрута в боксах стояли 25 новеньких троллейбусов. Ранее ряд водителей из числа тех, кто раньше трудился на трамвае, прошли обучение в Воронеже. Ввод в эксплуатацию троллейбуса обошелся в два миллиона советских рублей. Причем, как утверждает «Курская правда», в смету не вошли затраты на благоустройство улиц, по которым проложили первый маршрут. «КП» в номере от 19 августа 1972 года писала: «Он начинается в самом депо, следует по улицам Кавказской и Карла Маркса, пересекает Московскую площадь и далее идет по Радищева, заканчиваясь у кинотеатра «Октябрь», где устроено поворотное кольцо». Протяженность – около пяти километров. Под троллейбус специально расширили проезжую часть по улице Радищева. «Троллейбусный комплекс приняли в эксплуатацию немного раньше, – пояснял «КП» начальник трамвайно-троллейбусного управления И. В. Юганов, – но некоторое время троллейбусы ходили без пассажиров, чтобы окончательно отладить машины и сеть, а главное – водители должны были привыкнуть к маршруту, обкатать его». Первым водителем «рогатого» стала Валентина Небутова, безупречный работник, отмеченная министром коммунального хозяйства значком «За безаварийную работу». Ее стаж вождения трамвая на тот момент составлял 18 лет, и она с легкостью перешла на троллейбус. Первыми пассажирами стали строители и рабочие, возводившие депо и тянувшие линии. Перевозят миллионыСегодня без трамваев, троллейбусов и автобусов сложно представить городскую жизнь. Как рассказала директор городского департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства Надежда Пупко, в настоящее время ежедневно на муниципальные маршруты выходит 698 единиц пассажирского транспорта. Ежегодно перевозится более 150 миллионов человек. Маршрутная сеть постоянно развивается, за последние пять лет увеличившись на 17%. Ее общая протяженность составляет 1872 километра. За прошедший год открыт ряд новых автобусных маршрутов – до онкоцентра, в район улиц Черняховского, Краснополянской, по проспекту Вячеслава Клыкова, до поселков Северный и Берёзовая роща, через Стрелецкую слободу, в сектор индивидуальных застроек по улицам 1-й Степной и 1-й Строительной. Парк предприятий муниципального транспорта пополнился на 122 единицы: для ОАО «ПАТП города Курска» приобретены 68 автобусов, закуплены 10 трамваев, собственными силами предприятия проведен капитально-восстановительный ремонт 13 вагонов. Троллейбусный парк обновился на 47%, пополнившись 44 машинами, в основном, низкопольными белорусской модели БКМ-321. Частными перевозчиками только в этом году заменены на новые порядка 30 автобусов и микроавтобусов. Управление пассажирскими перевозками производится через МУП «Центральная диспетчерская служба Курска». Весь подвижной состав оснащен спутниковой системой навигации «ГЛОНАСС». МУП «ЦДС Курска» осуществляет проверку соблюдения расписания движения и схем маршрутов, контроль за скоростным режимом транспорта на городских маршрутах, оперативное управление работой транспорта на линии через спутниковую систему навигации, информирование пассажиров по режимам работы транспорта. Идет и обработка обращений по телефону «горячей линии 702-802», организованной в центральной диспетчерской службе три года назад в целях повышения культуры обслуживания и качества перевозок. По этому телефону куряне могут выяснить режим работы пассажирского транспорта на маршрутах, оставить жалобы и предложения. Для удобства пассажиров продолжается внедрение на городском пассажирском транспорте системы «Автоинформатор». В МУП «ЦДС Курска» в тестовом режиме запущен интернет-сайт www.bus.glonass46.ru. Он позволит в режиме реального времени информировать пассажиров о движении городского транспорта, текущем местоположении маршрутных транспортных средств, схеме движения, номерах маршрутов, их наименовании и т. п. В троллейбусах продолжает действовать проект «Wi-Fi на борту». Каждый месяц МУП «Курскэлектротранс» совместно с МБУК «Централизованная система библиотек города Курска» организуют акции «Читающий троллейбус». В этом году акция расширена – организован маршрут «Трамвай-книгочей». По городским маршрутам ежедневно курсируют троллейбусы с историческими экскурсиями. Большая работа проделана и по организации дорожного движения: в целях увеличения пропускной способности улично-дорожной сети изменяются схемы движения транспорта, строятся и реконструируются дороги и развязки. В начале осени закончились работы по расширению улицы 50 лет Октября, которая еще несколько месяцев назад задыхалась в пробках в «час пик». Идет реконструкция дороги по улице Фестивальной от улицы Братской до «Метро». В перспективе – 4-полосное движение по улице Карла Маркса (от областного УГИБДД до поворота на поселок Искра), реконструкция улицы Бойцов 9-й дивизии (от Звездной до «полтинника»). Разработана проектная документация на расширение улицы Карла Маркса от Московской площади до проспекта Победы. За счет средств инвестора – ЗАО «Корпорация «ГРИНН» – ведется реконструкция и расширение улицы К. Маркса на участке от улицы Школьной до проезда Светлый. Строится внутриквартальная дорога от улицы Школьной с выездом на улицу Карла Маркса и 4-полосная Крымская автотрасса, соединяющая проспект В. Клыкова с улицей Энгельса. Она напрямую свяжет самые густонаселенные Юго-Западный и Северо-Западный жилые районы с центральной частью Курска. Александр ДЕМЧЕНКО, фото nash-ostrov.ru
Выскажите своё мнение о новости
|