Новости компаний (декабрь 2016 года)
9 декабря 2016, 09:27 Деревянные шедевры курского мастераЖитель Курска Олег Пьянков занимается богородской резьбой, история которой насчитывает более пяти веков. Из-под ножа мастера выходят настоящие шедевры, липовые чушки превращаются в скульптуры людей и животных. Подумал, что в сказку попалОлег родом из рабочего городка Никель, что под Мурманском. После школы переехал в Курск, где отучился на повара-кондитера. Работал в кафе, но в какой-то момент понял, что это не его. Признается: не хотелось повторять ошибки тех, кто променял свою мечту на «иллюзорную стабильность». А хотел Олег заниматься творчеством. На тот момент за плечами была художественная школа. – Три года назад я заинтересовался резьбой по дереву, искал в Курске человека, который помог бы мне понять: мое это или нет, – рассказывает парень. – Двигался в этом плане осторожно, чтобы не совершить серьезных ошибок. Обзвонил штук пятнадцать столярных мастерских Курска, в одну даже съездил, напрашивался в подмастерья. Там посоветовали обратиться в храм, что на улице 50 лет Октября: там есть резчик. Познакомился с ним... Учился в Богородском художественно-промышленном техникуме. Олегу понравился промысел, и он уехал в подмосковный Сергиево-Посадский район поступать в Богородский техникум. Издревле эти места славились своей деревянной игрушкой, ее история насчитывает не менее пяти веков. Пожалуй, самая известная забава – «Кузнецы»: мастера (медведь и мужичок) бьют молоточками по наковальне. Этот же сюжет изображен на гербе Богородского. Олег видел уже раньше эту зарисовку на одном из курских детсадов, правда, тогда еще не знал, откуда «растут ноги»... – Когда я приехал в техникум, увидел все, подумал, что в сказку попал, – вспоминает мастер. – Вокруг скульптуры, деревянные картины, запах дерева. Даже простенькие работы вызывали восторг: ну чудо же! Даже какое-то время снились сны, как я работаю над новой скульптурой, что-то придумываю. Потом, конечно, ко всему привык. В советское время техникум считался одним из престижнейших в Союзе, в нем обучалось до 500 человек, мастера разъезжались по стране и были востребованы. Он и поныне выпускает таланты, известные на весь мир. С богородскими никто не сравнится: они выигрывают всероссийские и международные соревнования по резьбе, за небольшое количество времени создают парковые скульптуры. Дипломная работа – скульптура Жанны Д’АркБогородский резчик не признает станок: использует топор с бритвенной заточкой, «нож-щуку», стамески... Основной материал – липа либо деревья мягких пород. Берут только цельный массив древесины. Готовую продукцию не зачищают наждачкой, хотя те, кто «не в теме», могут подумать, что ею мастера только и пользуются. Нет. Эффект гладкой поверхности достигается за счет осторожной, ювелирной работы, когда «тянешь» каждую линию («фаску») через всю фигуру. Как ее сохранить – отдельный вопрос. – Скульптуры не принято чем-то покрывать, – продолжает Олег. – Но если речь идет о продаже, то можно нанести морилку, масло, воск, лак. Если она стоит на улице, то время от времени нужно ее реставрировать: дерево пересыхает, трескается... На изготовление одной фигуры может уйти от суток и более: все зависит от задумки и опыта резчика. Своеобразный высший пилотаж – маховая резьба («с маху»): сделать фигуру из чушки без предварительного эскиза, на чистой импровизации, подчиняясь природе дерева: брусок сам подскажет, что получится. На выходе – сюжеты с животными, птицами, людьми. Очень популярны фигурки медведей, впрочем, не только на них строится промысел. – Богородская резьба затрагивает глубокие идеи, – говорит Олег Пьянков. – Это не только изображение животных, но и сцены из жизни крестьян, религиозные сюжеты, революция. В общем, мастера отражают все, что происходит в обычной жизни. Олег не ограничивается стандартными зарисовками, старается сделать что-то более сложное, не такое, как у всех. Одна из интереснейших работ – часы со слоном: будто бы не из дерева, а из кости, камня. Конечно, резчик ушел от стандарта, но результат труда не стал хуже. В целом же, как говорит наш собеседник, «мы сами себя ограничиваем», можно экспериментировать, добавлять к дереву, к примеру, металлы. Не менее интересная задумка была представлена в дипломной работе. Житель Курска решил не брать русские народные мотивы, а «замахнулся» на национальную героиню Франции Жанну Д’Арк! – Мне сразу сказали, что это не по-богородски: лучше сделать многофигурные композиции, к примеру, с медведями, крестьянами. А тут западный мотив, однофигурная скульптура, а это сложно. Но для меня Жанна Д’Арк – символ общечеловеческих ценностей, стремление к свободе, справедливости. На сегодня Олег сделал более пятидесяти работ, которые есть в Курске, Москве, Питере, Сибири. Давал мастер-классы в Белокаменной, Северной столице. Иногда к нему обращаются люди, которые хотели бы научиться у курянина его ремеслу. О своем труде отзывается скромно: не все работы нравятся, сам еще учится. Но тут, как говорится, нет предела совершенству. Станок не заменит человекаСейчас престиж богородской резьбы упал: если техникум выпускает тридцать человек – уже хорошо. Однако количество студентов не говорит о низком качестве преподавания: учат резчиков на «отлично», просто не каждый после учебного заведения может устроиться в жизни. Конкуренция есть, но она не среди мастеров, а на уровне «ручной труд – машинный»: станки «клепают» пачками декоративные картины, скульптуры, вытесняя с рынка эксклюзив. Но техника не заменит человека. – Дешевые поделки. Я в Курске в одном магазине видел иконы, убеждают, что это ручная работа, а там видно, что станок работал. Себестоимость вещи не больше двух тысяч рублей, а ценник стоит двадцать тысяч. Расчет делается на человека, который не видел ручных работ, – замечает Олег. Многие резчики после окончания техникума остаются в Богородском на местной фабрике. Другие уходят в частники, участвуют в ярмарках, выступают на торговых площадках. Живут скромно, но и не голодают. Нормальный мастер сможет себя прокормить. Главное, как считает Олег Пьянков, заниматься любимым делом. «Не надо соблазняться иллюзиями, которые окружают нас: стабильность, высшее образование, без которого ты будто бы не человек и не заработаешь себе на жизнь, – говорит мастер. – Работать на нелюбимой работе – вот мука». Александр ДЕМЧЕНКО
Выскажите своё мнение о новости
|